Skip to main content

Детский почерк. Стоит ли его корректировать

А у вас красивый почерк? Ну правда! И влияет ли каллиграфическая гармоничность почерка на ваш внутренний мир, продвижение по карьерной лестнице или на то, как быстро вы набираете текст на экране смартфона, когда переписываетесь с подругами в социальных сетях?

Позиция педагогов и специалистов по детскому развитию меняется с появлением свежих открытий исследователей, изменением жизненных реалий. Так, когда-то ребенок-левша приравнивался к пороку во плоти – к счастью, средневековье позади. Спустя века считалось, что такие дети – безобидные «мутанты», которых во что бы то ни стало нужно переучивать. Теперь для левшей есть специальные отделы в магазинах канцтоваров, а их «инаковость» всячески поощряют, ведь считается, что такие дети – более творческие, артистичные, нестандартные и в целом весьма перспективные с позиции успеха и достижений.

Изменилось ли отношение и к детскому почерку?


Почерк у малыша

Что такое почерк

Почерк – это характер начертания букв при письме, индивидуальная манера писать. Несмотря на то, что в школе всех детей учат писать с помощью одинаковых методик, почерк у всех людей отличается. По мнению исследователей, на почерк влияют субъективные и объективные факторы. Объективные – это условия, в которых человек учится писать, методики, с помощью которых он осваивает письмо. Субъективные – это личность самого человека (в нашем случае – ребенка), его темперамент, характер, а также физическая готовность обучаться письму (особенно уровень развития мелкой моторики).

Во «взрослой» (не школьной!) жизни считается, что почерк может быть «хорошим», т.е. удобочитаемым, и «плохим», т.е. невнятным, неразборчивым. С годами, а также под влиянием развития информационных технологий человек все меньше пишет – и все меньше внимания уделяет почерку.

Впрочем, с детьми дело обстоит иначе.

Почему считается, что почерк – это важно

Оказывается, почерк важен не сам по себе, а в контексте. Когда ребенок учится писать, в том числе красиво и аккуратно, он привыкает быть усидчивым, концентрировать внимание, прилагать осознанные усилия (здравствуй, целеустремленность!). Если буквы не получаются такими, какими школьник хочет их видеть, то ему предстоит смириться с тем, что он не идеален, что у него есть сильные и слабые стороны, что не все в жизни дается легко.

Ученые выяснили, что пока у ребенка формируется навык письма, заодно задействуются (и потому – развиваются параллельно) отделы головного мозга, отвечающие за абстрактное мышление, анализ, синтез. Тем самым во время отработки красивого почерка закладываются основы успешного обучения школьника гуманитарным предметам, а также точным наукам с элементами абстракций (геометрия, стереометрия, органическая химия и т.п.).

Во время отработки навыков письма также стимулируется речевой центр, потому дети с хорошим почерком, по свидетельству школьных педагогов, обычно легко выражают мысли в речи, хорошо рассказывают и пересказывают, а в дальнейшем – лучше пишут изложения и сочинения.

Какие бывают недостатки у детского почерка?

Можно, конечно, утверждать, что почерк у ребенка «плохой» – но как бороться с тем, что не можешь точно сформулировать? Присмотритесь, что именно не так с буквами, которые выводит ваш ребенок:

  • строчки выходят неровными, потому что буквы то «уезжают» под строку, то висят над ней;

  • многие буквы так похожи, что их трудно различать (например, И, П, К, Н);

  • разный наклон букв;

  • разный размер букв;

  • неправильные соединения между буквами, которые мешают различать буквы между собой;

  • слишком крупные или слишком мелкие буквы;

  • слишком сильный или слишком слабый нажим.

Как положительно повлиять на почерк

Если вы решили добиться красивого почерка у ребенка (со всеми вытекающими положительными последствиями), то приготовьтесь быть последовательными, упорными и терпеливыми.

Начинать подготовку руки к письму можно и нужно как можно раньше. Следите за тем, правильно ли ваш двухлетка держит карандаш во время рисования. Поощряйте его желание рисовать и раскрашивать, например, покупайте раскраски с любимыми мультипликационными героями. Научите ребенка работать с трафаретами, обводить, штриховать разными способами и в разных направлениях.

Покупайте малышу творческие блокноты, в которых нужно дорисовывать симметричную половину картинок, придумывать персонажей, дополнять изображения деталями. Важный нюанс: убирайте подальше маркеры и фломастеры, мягко настаивайте, чтобы ребенок рисовал карандашами.

За почерком первоклассника уже будет следить родитель, здесь главное не мешать и мягко направлять. Не критикуйте учителя при ребенке за то, что снизил оценку за аккуратность или почерк (в 1-2-м классе школы!), объясняйте школьнику, что почерк отражает его характер, отношение к учебе.

Если начальная школа позади, а почерк неизменно становится хуже – пора вмешаться родителю. Помните о трех главных правилах:

  • Не принуждайте – а убеждайте. Насильно мил не будешь, из-под палки ребенок не научится красиво писать – или же невзлюбит письмо (и учебу в целом).

  • Расставляйте приоритеты. Если ваш ребенок и так перегружен кружками, секциями, дополнительной научной работой и прочими «школьными радостями», то определите для себя, настолько ли важен почерк по сравнению со всем остальным. Готовы ли вы пожертвовать каким-то кружком ради того, чтобы буквы А и Ы у ребенка получались лучше?

  • Работой над почерком занимайтесь не более 15-20 минут в день (важно: ежедневно!). Ребенок должен быть отдохнувшим и в хорошем настроении.

Перейдем к конкретным советам.

  • Даже если этот этап давно позади, снова купите ребенку тетрадь с косыми линейками-«подсказками». Пусть ручка будет привлекательной, стол – аккуратно прибранным, вся обстановка приглашает к занятиям с удовольствием (а не для галочки).

  • Не пишите с ребенком все подряд, а сосредоточьтесь на проблемных буквах или аспектах (наклоне, нажиме).

  • Следите за тем, чтобы во время письма ребенок не забывал давать кистям отдых, встряхивал, расслаблял руки и плечи.

  • Обращайте внимание на правильную посадку и осанку ребенка, на правильную позицию ручки в руке.

  • Обсудите с ребенком мотивацию – что-то понятное и желанное ребенку.

  • Не торопите ребенка во время письма.

  • Если ребенок не помнит механику написания букв, купите ему интересные прописи. Подростку можно предложить переписывать яркие отрывки из художественных книг или выписывать в специальную тетрадку оригинальные цитаты великих людей.

Яндекс.Метрика